История

В XVI в. в селе была церковь во имя пророка Илии. Село принадлежало Юрию Пушечникову, в начале XVII в. оно было сожжено. “В городском стане на землях, что запустели от литовского разорения с 1609 г., что было прежде село за Юрием Пушечниковым, князь Семеновское поместье Иванова сына Лыкова. В селе место церковное – Илии Пророка. Церковь сожгли литовские люди”. В середине XVII в. пустошь Тропарева – во владении дьяка Ивана Ивановича Переносова, он поселил крестьян, построил церковь Покрова Божией Матери с приделами в честь святителя Николая и пророка Илии. “А рублена та церковь о шести углах с трапезною, а наверху клетки, а на клетках три круглых главы крыты чешуею, а кресты и яблоки под ними обиты жестью, да два колокола”.

В 1661 г. после Ивана Переносова село досталось его сестре Федосье Ивановой – жене Федора Байкова. С 1667 г. селом владел стольник, князь Иван Михайлович Коркодинов. В 1689 г. Тропарево перешло его сыну, стольнику, князю Петру Алексеевичу, который в 1713 г. построил каменную церковь, освященную игуменом Верейского Спасо-Входоиерусалимского монастыря Арсением. В 1717 г. деревянная церковь была свезена в Спасо-Входоиерусалимский Верейский монастырь. После князя Петра Алексеевича селом владела его дочь Александра по разделу с сестрой Екатериной. Род Коркодиновых, происходящий от внука предпоследнего князя Смоленского Юрия Ивановича Коркоды, пресекся в начале XVIII в.

В XVIII в. село принадлежало князьям Хованским, а в первой половине XIX в. – подпоручице А.П. Лукиной и титулярной советнице Ф.А. Скуратовой.

В середине XIX в. усадьбу приобрел А.О. Армфельд (1806-1868), профессор судебной медицины Московского университета, друг Н.В. Гоголя, братьев Аксаковых, Л.Н. Толстого, известный острослов и поэт-каламбурист, пользовавшийся любовью и доверием студентов. Семья Армфельд владела усадьбой до 1917 г.

У храма похоронен Николай Александрович Армфельд, умерший в тюрьме. В революционную деятельность его вовлекла сестра Наталья (1850-1887), окончившая Гейдельбергский университет, знавшая несколько языков, любившая живопись и музыку. Активная участница партии “Народная воля”, она в 1879 г. была арестована в Киеве на конспиративной квартире. При этом революционеры оказали вооруженное сопротивление, один жандарм убит, были раненые. Наталья Александровна взяла вину на себя, хотя стреляла не она. На каторге заболела чахоткой. Выйдя на поселение, вышла замуж за ссыльного революционера, родила дочь и вскоре умерла.

В 1937 г. храм был закрыт и разграблен.

В 1991 г. храм был передан Русской Православной Церкви.

В храме регулярно совершаются богослужения. В первый год после открытия удалось украсить здание, восстановив в окнах нижнего яруса утраченные металлические решетки и металлические двери храма. В алтаре и основном четверике, взамен кирпичного, был положен пол из светлых мраморных плит.

Благодаря усердной работе активистов-прихожан, были собраны деньги среди жителей села Тропарево и близлежащих деревень на приобретение колоколов. В 1996 г., при поддержке спонсора (Тропаревский кирпичный завод), колокола были куплены и подняты на звонницу.

В том же году временный иконостас был заменен более фундаментальным, сооруженным собственными силами.

Вокруг храма располагалось старинное кладбище, которое подверглось поруганию и уничтожению в годы воинствующего атеизма. Место было разъезжено тракторами и служило выгоном для скота. Прихожан и настоятеля беспокоил вопрос о сохранении места кладбища и прекращении осквернения могил. Это удалось сделать через 8 лет после открытия храма. Была изготовлена и смонтирована ограда храма, въездные ворота и две калитки. Началось благоустройство территории вокруг храма. Работа выполнялась силами прихожан и школьников Тропаревской средней школы. На территории были посажены деревья и кустарники, разбиты клумбы. Во время посадки зеленых насаждений был обнаружен надгробный памятник старого кладбища. Это событие подвигнуло энтузиастов к отысканию и других надгробий, установленных вокруг храма.