Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Порой мы не замечаем, как много в Евангелии рассказывается о примерах не только веры, но и неверия. И кого – апостолов! Не исключение и сегодняшнее Евангелие от Марка на всенощной под Вознесение. Зачем это нужно было евангелистам? Для правды и для нашего назидания.
Воскресший Спаситель является Марии Магдалине, изгоняя из нее семь бесов. Она, потрясенная и радостная, бежит к ученикам с вестью о Воскресении. Но ей попросту не верят. Потом Воскресший является двум ученикам – Луке и Клеопе – по пути в селение Эммаус. Они узнают Христа в преломлении хлеба и тоже, потрясённые, мчатся к апостолам. В Евангелии сухо констатируется: «И ни тема веры яша». То есть – и им не поверили. Затем уже к одиннадцати ученикам Спаситель является «иным образом» – теперь уже чудесно, через затворённые двери, чтобы явить маловерам особую Свою силу. Конечно, ученики обрадовались и возликовали! Но Евангелист Марк добавляет, что Господь «поносил неверствие их и жестосердие, яко видевшим Его воставша не яша веры».
Фома, не бывший с ними, отказывается верить в столько раз предсказанное его Учителем Воскресение, пока осязанием руки не убеждается в нем.
Воскресший Господь условливается встретиться с апостолами на горе в Галилее. И что же? В Евангелии от Матфея мы читаем: «Они поклонились ему, а иные усомнились». Несмотря на все это, Спаситель преподает ученикам великое поручение – крещение всех народов: «Шедше научите вся языки, крестяще во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Лишь после того, как Дух Святый сошёл на апостолов, они были исцелены от болезни неверия. Но она, эта болезнь, продолжается в христианском роде, свирепствуя среди православных людей и по сей день, в земной воинствующей Церкви Христовой.
Кажется, я рассказывал уже, что как-то спросил отца Иоанна (Крестьянкина), какая сейчас самая тяжёлая болезнь среди современных нам православных христиан. И старец сразу ответил: «Неверие!». Потом этот же вопрос я задал отцу Николаю Гурьянову. И этот старец сразу, как нечто давно им осмысленное, произнес: «Неверие».
«Во дни оны» множество людей не веровали Христу, даже видя Его лицом к лицу, созерцая Его чудеса. Современники и свидетели Боговоплощения подвергали сомнению Самого воплотившегося Бога. И сегодня немало христиан подвергают сомнению то, что возглашает Святая Христова Церковь. Это люди, прельщеные дьяволом, живущие не церковным, а своим или чужим разумением, безблагодатные.
Но свято место пусто не бывает. Если христианская душа смиренна, вычищена от самости, то в ней пребывает Дух Святый. И признак этого пребывания – мир и послушание Церкви. Если же в душе самоуверенность и гордыня – святое место будет занято духом-сопротивником, дьяволом, являющимся прельщенному как ангел света, о чём предупреждает нас святой апостол Павел. И главный признак такого несчастного – мрачное упрямство и противление Церкви.
Помните: «…а неции же усомнишеся». Спаситель не стал переубеждать «усомнившихся». Он вознёсся в иной мир. Но верующим Ему оставил Себя обетованием: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». А неверующих предоставил самим себе.
Ничего не изменилось с тех пор. Одни веруют в Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Другие веруют в ту «церковь», которую для себя выдумывают. Всей нашей жизнью мы призваны познавать Святую Церковь Христову и пребывать в Ней в смирении и радостном послушании. Другого пути спасения нет. Никакого другого пути быть с воскресшим и вознесшимся Господом у нас нет.
С праздником, братья и сёстры!